Реверс тяги двигателя

В отличие от двигателей с малой и большой степенями двухконтурности у двигателей со сверхбольшой степенью двухконтурности реверс может обеспечиваться поворотом лопастей вентилятора. В этом случае на режиме реверса роль воздухозаборника выполняет сопло вентилятора, а роль сопла—воздухозаборник двигателя(рис.4.24).То есть воздух через сопло поступает в канал вентилятора, а выходит через ВЗ двигателя. Поскольку сопло имеет острые кромки, то, естественно, на входе в канал вентилятора

1 . 1

возникает отрыв потока и зона срывного потока занимает

сечения канала(рис.4.24 и 4.25).Спектр течения получен с помощью саже-масляного покрытия. Следствием срывного течения являются большие потери полного давления и неравномерное поле полных давлений на входе в рабочее колесо вентилятора. Величина этих потерь давления для гондолы двигателя со степенью двухконтурности m=13-rl7 получена экспериментально в аэродинамической трубе при испытаниях модели, схема которой представлена на рис.4.24.

6

Наружной коллектор г

cb= 4r = qoea

(Ac

Моль цо S к at на Л Є

dK — = 0,в?#

/ .= £ = MS-

Рис.4.24. Характер течения на режимах реверса тяги при разных вариантах хвостовой части обечайки

Необходимые расходы воздуха через канал вентилятора и ВЗ газогенератора на модели обеспечивались с помощью специальной эжекторной установки. При скорости набегающего потока V&> = 0 и расчетных значениях q(Лер) коэффициент восстановления полного давления на входе в рабочее колесо вентилятора составляет

v ср=0,9 а при скорости набегающего потока V со — 60 м/с уменьшается до v ср=0,83(рис.4.2б).

Рис.4.25. Спектр потока в зоне сопла вентилятора при Foo = 0 и 60 м/с

Уменьшение потерь полного давления в канале вентилятора в зоне размещения рабочего колеса вентилятора, а также обеспечение в

этом сечении более равномерных полей v, а следовательно повышение яги двигателя на режиме реверса, как показали исследования, возможно обеспечить с помощью следующих мероприятий:

—использованием отклоняющихся створок в зоне хвостовой части обечайки вентилятора (рис.4.24,а);

Рис.4.26. Изменение параметров воздухозаборника Уср и сь перед рабочим колесом вентилятора на режиме реверса

—выполнением хвостовой части обечайки расщепляющейся (рис. 4.24,6);

—применением надувного коллектора во время реверса в зоне сопла вентилятора (рис.4.24,в);

—размещением в канале вентилятора, в зоне сопла кольца (рис. 4.24,г).

При варианте обечайки с отклоняющейся створкой (вариант 10) на режиме реверса тяги, как показал комплекс экспериментальных

216

Рис.4.27. Спектр потока на входе в канал вентилятора

исследований, возможно обеспечить безотрывное втекание потока в канал вентилятора, что видно, например, из рассмотрения спектра,

Рис.4.28. Изменение коэффициента восстановления полного давления на входе в рабочее колесо вентилятора в зависимости от длины и угла отклонения створки.

приведенного на рис.4.27.В этом случае, как можно видеть из рис. 4.26 и 4.27, характеристики потока на входе в рабочее колесо улучшаются. Степень улучшения характеристик возрастает по мере

угол отклонения створки

Рис.4.29. Влияние относительной длины створки и угла ее отклонения на приращение коэффициента восстановления полного давления на входе в рабочее кол со вентилятора.

увеличения угла отклонения створки независимо от ее длины (рис.4. 28).Одинаковое приращение коэффициента восстановления можно обеспечить при створках разной длины (рис.4.29), отклоняя их на разные углы. Например, для получения прироста А v Ср = = 1/ср-Уср. исх =0,06 створку, имеюшун* относительную длину
вентилятора возможно обеспечить также выпол­нением“расщепляющейся” хвостовой части обечайки, когда обра­зуется своеобразный изогнутый канал между створками и ос­тавшейся неотклоненной средней частью обечайки(см. рис.4.24

и 4.30),обеспечивающий поворот потока и безотрывное втекание в канал вентилятора. Величина положительного эффекта зависит также от длины образующихся при расщеплении обечайки створок. Величины v ср перед рабочим колесом вентилятора, полученные в экспериментальных исследованиях при "расщепляющейся” обечайке на V<х> —Q и 60 м/с, приведены на рис. 4.26. Там же представлены

результаты экспериментальных исследований, когда в зоне сопла выполнен надувной коллектор или в канале установлено кольцо с